Утверждаю Принято
Заведующая МКДОУ на педагогическом совете
__________Гаджимурадова К.И. Протокол №______
«____»__________20___г. от «___»________20___г.
Основная образовательная
программа
МКДОУ «Гигатлинский детский сад»
с.Гигатли
общеразвивающего вида
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Обязательная часть:
1. Пояснительная записка.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
- Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Особенности осуществления образовательного процесса
- Принципы и подходы к формированию программы
2. Организация режима пребывания детей
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
II. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Гигатлинский детский сад» с.Гигатли общеразвивающего вида разработана в соответствии с: «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2791-10" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20 декабря 2010г.);
«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Миноборонауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).
«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке) программой развития образования в Цумадинском районе до 2016г.
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Гигатлинский детский сад» с.Ггал общеразвивающего вида разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом программы «От рождения до школы», разработанной авторами: Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
Региональных программ: «Родничок» автор В.В.Кондратова; «Дети гор» составители: В.В. Кандрашова, Р.М.Абдуллаева и др.; Программа – руководство «Русский язык в сельских ДОУ Республики Дагестан» под редакцией Г.И.Магомедова, М.И.Шурпаева, Р.Х.Гасанова.
Порциальных программ: «Декоративно – прикладное искусство народов Дагестана» под редакцией М.М.Байрамбекова; « Музыкальное воспитание в детском саду» под редакцией С.А.Агабековаой; «Физкультурные занятия в детском саду» под редакцией Л.И. Пензуллаевой; «Радость движения» под редакцией М.А. Рунова. «Цветные ладошки» И.А.Лыкова; «Наш дом природа» Рыжова.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
§содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
§обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
§строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
§предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
§предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главными целями программы «Развитие».
1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Теоретико-методологическими основаниями Образовательной программы служат фундаментальные теоретические положения о развитии и социальной природе психики ребенка, разрабатываемые в отечественной психологии: психика ребенка (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.В. Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям, личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых мин. жизни и осуществляется вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения «переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям».
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, оно выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. Опираясь на идею Л.С. Выготского о сенситивных периодах в развитии личности, многие психологи указывают на необходимость полного выявления и развития психических характеристик каждого возрастного периода. Возникающие в годы детства повышенные возможности развития в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в какой-то мере вытеснять друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому при быстром темпе развития очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными.
Индивидуальные особенности личности - это такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности - особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным.
Психологи (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, С. Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития. С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание ученых на том, что нельзя изучение индивидуальных особенностей отрывать от изучения особенностей возрастных, ибо при отрыве от этой «почвы» особенности, способности отдельных людей неизбежно мистифицируются и путь их для исследования и познания обрывается. Он писал, что «возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития ...возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных и в единстве с ними» (С.Л. Рубинштейн). Современная физиологическая и психофизиологическая наука установила, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов. Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать 1 года и более. Это не является признаком каких-либо опасных для здоровья отклонений в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер по формированию у таких детей устойчивой адаптации к изменяющимся условиям. Таким образом, отечественной психологией признано, что психические процессы и свойства личности не являются результатом только созревания отдельных зон или участков мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка, прежде всего его обучения и воспитания, а также состояния его здоровья. Поэтому многообразие вариантов детского развития не укладывается в одну схему. Это значит, что со дня рождения следует организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы у него были условия для полноценной реализации возможностей развития на каждом возрастном этапе.
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Всего в МКДОУ воспитывается 45 детей.
Общее количество групп – 3 .
Все группы однородны по возрастному составу детей.
№ |
Группа
|
Количество групп |
Направленность группы
|
|
Средняя группа
Младшая группа
|
1
1 |
Общеразвивающая
Общеразвивающая |
|
Старшая группа |
1 |
Общеразвивающая |
Таким образом, образовательная программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, предполагает обеспечение модели личностно-ориентированного общения с ребенком в деятельности.
Образовательный процесс с детьми осуществляется педагогическим и медицинским персоналом:
Должность |
По штату
|
Заведующий |
1 |
воспитатели |
3 |
Музыкальный работник |
1 |
2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В дошкольном учреждении 2 группы обеспечивают воспитание, обучение и развитие детей от 1,5 лет до 7 лет по следующим направлениям развития:
§физическое развитие и оздоровление;
§познавательно-речевое;
§социально-личностное.
Художественно-эстетическое направление включает в себя:
§развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства
§развитие музыкально-ритмических способностей детей по программам Бурениной А.И.
§развитие художественных способностей детей через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, художественное конструирование).
Физическое развитие предполагает:
§создание условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
§формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
§обеспечение системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своеобразного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
§формирование основ безопасности жизнедеятельности;
§оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей.
Социально-личностное развитие предполагает:
§развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
§развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
§развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Познавательно-речевое развитие предполагает:
§развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
§развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
§развития умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
§воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
§развитие психических процессов (внимания, воображения, мышления, восприятия, памяти), речи.
Направления деятельности детского сада мы определяем следующим образом:
1. Обновления содержания и форм работы с детьми;
2. Педагогическое сопровождение детей;
3. Оптимизация отношений с родителями.
Обновление содержания и форм работы с детьми, а также их педагогическое сопровождение, с сентября 2012г., мы реализуем на основе положений и рекомендаций программы от рождения до школы, разработанной под руководством Н.Е. Веракса, Т.С.Камарова, М. А. Васильевой Мозаика-Синтез, 2010г. Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009г.). До этого времени мы работали по программе воспитание и обучение в детском саду под редакцией М.А.Васильевой ,В.В.Гербовой ,Т.С. Комаровой . Мозаика – Синтез, 2006г.
3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цели деятельности МКДОУ по реализации ООП:
§разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
§сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
§воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье;
§обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в ОУ разной направленности, реализующих ООП начального, общего образования;
§выстраивание взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
Целью Программы является: обеспечить полноценное и целостное развитие физически и психически развитой, социально-активной, творческой личности, развитие проявлений одаренности через организацию личностно-ориентированной системы образования.
Образовательная программа детского сада направлена на создание условий для обогащённого развития гармонично-развитой личности через осознание ребенком своих возможностей, способностей, интересов.
Основными задачами являются:
§создание условий для охраны и укрепление здоровья детей, приобщение к ценностям здорового образа жизни;
§обеспечение обогащенного познавательно-речевого, личностного и творческого развития ребенка;
§приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
§взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно - изобразительных, трудовых), на многообразие проявления детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры.
4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Гигатлинский детский сад» общеразвивающего вида активно оказывает помощь семье в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, выявлении и развитии способностей у детей на основе усвоения ими обязательного уровня государственных требований, содержания учебных программ, реализуемых в детском саду.
При реализации Образовательной программы с необходимостью принимаются во внимание особенности региона, где находится МКДОУ.
Климатические особенности региона при проектировании содержания Образовательной программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Республика Дагестан - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана педагогической работы в средней группе МКДОУ.
Во время совместной деятельности педагогов с детьми по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают; на занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков эти образы передаются через движение. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
При организации образовательного процесса в МКДОУ с необходимостью учитывается тот факт, что русский язык для дагестанцев является языком межнационального общения, средством обучения и воспитания детей на всех этапах непрерывного процесса образования. В условиях Республики Дагестан необходимость практического овладения детьми русским языком на более раннем этапе диктуется требованиями подготовки детей к школе.
Основная задача изучения русского языка в МКДОУ: формирование элементарных речевых навыков на русском языке, в устной форме с опорой на зрительную наглядность.
Основной формой обучения русскому языку в средней группе МКДОУ является специально организованные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю (72 занятия в год, что составляет 15% от НОД),продолжительностью 20-25 минут. Поскольку обучение детей русскому языку ведётся на специально организованных занятиях, в отсутствии языковой среды, большое внимание уделяется созданию мотивации обучения на самом занятии.
В соответствии с «Типовым положением» образование в МКДОУ носит светский характер.
Особенности организации образовательного процесса в МКДОУ:
- МКДОУ работает в условиях 9-ти часового пребывания детей в МКДОУ;
- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом того ,что в условиях Республики Дагестан обучение русскому языку начинается с дошкольного возраста ) определено как 80% и 20%;
- общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников: младший дошкольный возраст 90% и 10%
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
Педагогический совет
Основные задачи Педагогического совета:
1. Объединение усилий педагогов в целях улучшения качества образования и воспитания детей, организации экспериментальной работы в МКДОУ.
2. Внедрение в практику передового педагогического опыта, современных достижений педагогической науки.
3. Формирование коллектива единомышленников.
4. Определение роли педагога в структуре инновационной деятельности.
Основные функции Педагогического совета:
1. Указывает направления образовательной деятельности МКДОУ.
2. Отбирает и утверждает образовательные программы для использования в МКДОУ.
3. Обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса.
4. Рассматривает вопросы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
5. Организует выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
6. Рассматривает вопросы, связанные с организацией дополнительных образовательных услуг.
Взаимодействие МКДОУ с семьей
Семья является полноправным субъектом образовательного процесса.
Задачи взаимодействия МКДОУ с семьей:
1. Педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования
Эта группа задач, в свою очередь, делится на две подгруппы:
§задачи информативного плана (познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа и т.д.),
§задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игровой, интеллектуально-познавательной, художественно-творческой и т.д.);
2. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью мотивации к дальнейшему сотрудничеству с ними, активизации во взаимодействии с ребенком и воспитателем, согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Основные направления взаимодействия с семьей
Выявление запросов, пожеланий, требований родителей к образовательным услугам (анкетирование, беседа, обратная связь, собрание);
Участие родителей в организации деятельности МКДОУ (родительский комитет, заседание педагогического совета МКДОУ);
Вовлечение родителей в жизнь детского сада (конкурс семейных талантов, дни открытых дверей, субботники, праздники, спартакиады, развлечения, тематические вечера и т.д.);
5. Принципы и подходы к формированию программы
Образовательная программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применённости.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
§содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
§обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
§строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
§основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
§предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
§предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основными структурными единицами Образовательной программы являются:
1) образовательные области;
2) направления образовательного процесса.
Образовательные области:
1. «Физическая культура».
2. «Здоровье».
3. «Безопасность».
4. «Социализация».
5. «Труд».
6. «Познание».
7. «Коммуникация».
8. «Чтение художественной литературы».
9. «Русский язык»
10. «Художественное творчество».
11. «Музыка».
Направления образовательного процесса
1. «Сенсорное воспитание», «игра», «ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «обучение русскому языку», «развитие представлений об окружающем мире и о себе», «ознакомление с пространственными отношениями», «развитие элементарных математических представлений», «развитие элементов логического мышления», «основы первоначальной грамоты», «подготовка руки к письму», «конструирование», «развитие экологических представлений», «изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация, художественное конструирование», «физическое воспитание», «музыкальное развитие».
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей:
физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Освоение детьми содержания каждой образовательной области обеспечивается за счет организации в МКДОУ целенаправленной систематической педагогической работы по тем или иным направлениям образовательного процесса.
Образовательная программа реализуется за счет организации в МКДОУ разных видов развивающей деятельности детей дошкольного возраста, которые соответствуют определенным направлениям образовательного процесса.
1. Интеллектуально-познавательная деятельность
Направления образовательного процесса:
§«сенсорное воспитание»,
§«игра»,
§«ознакомление с художественной литературой и развитие речи»,
§«развитие представлений об окружающем мире и о себе»,
§«ознакомление с пространственными отношениями»,
§«развитие элементарных математических представлений»,
§«развитие элементов логического мышления»,
§«основы первоначальной грамоты»,
§«подготовка руки к письму»,
§«конструирование»,
§«развитие экологических представлений»
2. Художественно-творческая деятельность
Направления образовательного процесса:
§«изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация, художественное конструирование»,
§«музыкальное развитие».
3. Двигательная деятельность
Направление образовательного процесса:
§«физическое воспитание»
Педагогическая работа в МКДОУ по всем направлениям образовательного процесса осуществляется в разных организационных формах – на занятиях и вне занятий.
Общий объем обязательной части Образовательной программы включает время, отведенное на:
1) образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
2) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
3) самостоятельную деятельность детей;
4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МКДОУ "Гигатлинский детский сад" на 2015 – 2016 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах- образовательным программам дошкольного образования» ;
- Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное.
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
-Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
По программе образовательная деятельность осуществляется в течение дня во всех видах деятельности. Программа охватывает два возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет (младшая группа), средний дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (средняя группа),
Годовой календарный график МКДОУ " Гигатлинский детский сад "
Непосредственно образовательная деятельность |
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности |
Продолжительность каникул |
Сроки/даты |
Образовательная деятельность в группах младшего возраста |
01.09.2015 – 31.05.2016 |
92 дня |
01.06.2015- 31.08.2016 |
Образовательная деятельность в группах дошкольного возраста |
01.09.2015- 31.12.2016 18.01.2015- 31.05.2016 |
1 неделя (7 дней)
92 дня |
11.01.2015- 17.01.2016
01.06.2016- 31.08.2016 |
Учебный год в МКДОУ «Гигатлинский детский сад» начинается с 1 сентября 2015 года и заканчивается 31.05.2016 г. Таким образом, длительность учебного периода 2015- 2016 учебного года будет составлять 36 учебных недель.
В дни каникул проводится организованная образовательная деятельность только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальная и оздоровительная). В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 28, 29, 32) в структуре учебного плана МКДОУ выделены две части: инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная).
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственно организованную образовательную деятельность, вариативная – через дополнительные образовательные услуги по выбору (индивидуальные, кружковые).
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13) а также инструктивно- методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16.
В учебный план включены пять образовательных областей, обеспечивающих познавательное, речевое, социально - коммуникативное,
художественно - эстетическое и физическое развитие детей.
Образовательные области |
Реализация ОО |
Физическое развитие |
физическая культура здоровье |
Познавательное |
ФЭМП Познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с социальным миром, миром природы, с предметным окружением |
Речевое |
Развитие речи Ознакомление с художественной литературой |
Социально-коммуникативное |
безопасность труд социализация
|
Художественно - эстетическое |
Музыка Рисование Лепка Аппликация Ручной труд конструирование |
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственно организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки.
Реализация физического и художественно- эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. Образовательная деятельность по физической культуре и музыке проводится со всей группой (по условиям ДОУ). Музыкальное воспитание детей ДОУ осуществляет музыкальный руководитель.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непосредственно организованную образовательную деятельность (НООД), проводят физкультминутку, включающую упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3
минуты). Перерывы между периодами НООД – не менее 10 минут. НООД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в первой половине дня , но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине НООД статического характера проводится физкультминутка.
Непосредственно организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непосредственно образовательной деятельностью художественно- эстетического и физического направлений.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13:
|
2-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
фактически |
2ч.48м. |
4 часа |
6 ч.15м. |
8 ч.00 м. |
СанПиН 2.4.1.3049-13
|
2 ч.45мин. |
4 ч. |
6 ч.15 мин. |
8 ч.30 мин. |
СанПиН 2.4.1.3049-13 пп. 11.10 |
не более 15 мин. |
не более 20 мин. |
не более 25 мин. |
не более 30 мин. |
11.10. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7лет - не более 30 мин.
11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 мин соответственно. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами НОД - не менее 10 минут .
11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. ЕЕ продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине НОД статистического характера проводятся физкультурные минутки.
Все образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие" реализуются в интеграции друг с другом.
Содержание образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" реализуется через образовательную деятельность ознакомление с окружающим, социализация, труд, безопасность - во всех видах детской деятельности в течение дня.
Содержание образовательной области "Познавательное развитие" реализуется через образовательную деятельность ФЭМП 4 раза в месяц в младшей и средней, старшей группах;
Познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением, с социальным миром, с миром природы в младшей группе и средней группах 4 раза в месяц;
Содержание образовательной области "Речевое развитие" реализуется через образовательную деятельность развитие речи в младшей и средней 4 раза в месяц, за пределы учебного плана выведено чтение художественной литературы, оно проводится ежедневно во второй половине дня.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализуется через образовательную деятельность физическая культура – во всех группах ДОУ 3 раза в неделю (2 раза в музыкальном зале; 1 раз как часть дневной прогулки в форме спортивных и подвижных игр).
Содержание образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», реализуются в младшей группе рисование – 4 раза в месяц, лепка – 4 раза в месяц, аппликация 2 раза в месяц, музыка - 8 раз в месяц, конструирование 2 раза в месяц ; в средней рисование 4 раза в месяц, лепка 4 раза в месяц ,аппликация 2 раз в месяц ; музыка 8 раз в месяц, конструирование - 2 раза в месяц.
Вариативная часть.
Вариативная часть учебного плана представлена дополнительным образованием по познавательному направлению кружком «Развитие мелкой
моторики рук» - развитие мелких мышц рук, подготовка руки к письму – в младшей группе -один раз в две недели по 15 минут, в средней группе - один раз в неделю по 20 мин , кружком "По дороге к школе" (развитие речи и математика) - в старшей группе два раза в неделю по 25 минут.
Физкультурно-оздоровительному направлению – «Здоровишки» - нетрадиционные занятия по физическому развитию с детьми средней группы. Продолжительность образовательной деятельности – от 15 до 30 минут, один раз в неделю, во вторую половину дня. Кружковая работа ведется бесплатно. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков.
Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимую нагрузку.
На основе учебного плана разработано расписание непосредственно образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В расписании учтены психовозрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки.
Учебный план МКДОУ «Гигатлинский детский сад»
на 2015-2016 учебный год
Расписание НОД младшая группа
Дни недели |
Виды НОД |
Время |
Интеграция приоритетных |
||||
|
|
|
образовательных областей |
||||
Понедельник |
|
9.15 - 9.30
9.40 - 9.50 |
1. «Физкультура», «Здоровье», «Безопасность»,«Познание», «Социализация», «Коммуникация» 2. «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение худож. литер.» |
||||
|
3. Продуктивная (лепка/аппликация) |
15.40- 15.55 |
3. «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание». |
||||
Вторник
|
1. Музыкально- художественная
|
9.15-9.30 |
1.Музыка»,«Социализация»,«Коммуникация», «Познание». |
||||
|
2. Коммуникация |
9.40 - 9.55 |
2. . «Познание», «Социализация», «Чтение худ.лит», «коммуникация |
||||
Среда |
1.Познавательно-исследовательская (ФЭМП) |
9.15-9.30 |
1. «Познание», «Социализация», «Коммуникация» |
||||
|
2. Двигательная |
9.40- 9.55 |
2. «Физ.культура», «Здоровье», |
||||
|
|
|
«Социализация», «Коммуникация» |
||||
|
|
|
«Безопасность»,«Познание». |
||||
Четверг |
1. Двигательная 2.Продуктивная деятельность( рисование) |
9.15 - 9.30
9.40 – 9.55 |
1. «Физкультура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»,«Познание». 2.«Художественное творчество»«Познание»,«Коммуникация» |
|
|||
Пятница |
1. Музыкально-художественная |
9.15-9.30 |
1. Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». |
|
|||
|
2.Худ.-эстет «Волшебные ручки» |
16.20.-16.35 |
2.«Художественное творчество»«Познание»,«Коммуникация» |
|
|||
|
Итого: 10 |
|
|
|
|||
Расписание НОД средняя группа
Дни недели |
Виды НОД |
Время |
Интеграция приоритетных |
||||
|
|
|
образовательных областей |
||||
Понедельник |
1. Познавательно-исследовательская( формирование целостной картины мира) |
9.00 - 9.20 |
1. «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ.лит», «Социализация» |
||||
|
2.Двигательная |
9.30 - 9.50 |
2. «Физическая культура» «Социализация», «Коммуникация» «Безопасность», «Познание». |
||||
Вторник |
1. Познавательно-исследовательская (ФЭМП) |
9.00 - 9.20 |
1. «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
||||
|
2. Музыкально-художественная |
9.30 - 9.50 |
2.«Музыка», «Социализация», «Коммуникация, «Познание» |
||||
|
3. .«Юный художник» |
15.50.-16.30 |
3. .«Художественное творчество» ,Коммуникация», «Познание». |
||||
Среда |
1.Коммуникативная. Чтение худ.лит. |
9.00 - 9.20 |
1.«Социализация», «Коммуникация» «Чтение худ.лит», «Познание». |
||||
|
2.Двигательная
|
9.30 - 9.50 |
2. «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация» |
||||
|
3. Продуктивная (рисование) |
10.00- 10.20 |
«Коммуникация», «Познание».
|
||||
Четверг |
1. Музыкально-художественная |
9.00 - 9.20 |
1. «Музыка»,«Социализация», «Коммуникация», «Познание». |
|
|||
|
2.Продуктивная (лепка) |
9.30 - 9.50 |
2. «Познание»,«Коммуникация» |
|
|||
|
|
|
«Художественное творчество» |
|
|||
|
3. .«Учимся играя» |
15.50. – 16.30 |
3. «Коммуникация», «Познание». |
|
|||
Пятница |
1.Продуктивная (апплик.)/Познав.исслед.(конструирование) |
9.00 - 9.20 |
1. «Художественное творчество», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», |
|
|||
|
Двигательная(на воздухе) |
9.30 - 9.50 |
2. «Физическая культура», «Здоровье» «Безопасность», «Познание». |
|
|||
|
Итого: 12 |
|
|
|
|||
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Содержание работы с детьми по освоению таких образовательных областей как «Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1 Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
§развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
§накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); ---- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
3.3.2 Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
§сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
§воспитание культурно-гигиенических навыков;
§формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3 Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
§формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
§приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
§передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
§формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4 Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
§развитие игровой деятельности детей;
§приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
§формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.3.4 Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
§развитие трудовой деятельности;
§воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
§формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
§сенсорное развитие;
§развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
§формирование элементарных математических представлений;
§формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7 Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
§развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
§развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
§практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8 Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
§формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;
§приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9 Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
§развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
§развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
3.3.10 Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
§развитие музыкально-художественной деятельности;
§приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
Планируемые результаты освоения детьми ООП
Младшая группа
№ п/п |
Интегративные качества |
Критерии освоения программы |
1 |
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» |
Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. |
2 |
«Любознательный, активный» |
Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх. Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях. Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях. Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ. Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях. |
3 |
«Эмоционально отзывчивый» |
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Эмоционально, заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы. Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. |
4 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» |
Умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре. Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени и отчеству. |
5 |
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» |
Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх. Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе). Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. После объяснения понимает поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков. |
6 |
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» |
Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям). Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу. Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью. |
7 |
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" |
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями |
8 |
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» |
Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращается за помощью. Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого. |
9 |
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» |
Образовательная область «Здоровье» Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Образовательная область «Физическая культура». Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление. Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м. Образовательная область «Социализация» Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). Образовательная область «Труд» Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Может помочь накрыть стол к обеду. Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя). Образовательная область «Безопасность» Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. Образовательная область «Познание» Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму. Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска). Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Образовательная область «Коммуникация» Рассматривает сюжетные картинки. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Образовательная область «Художественное творчество» Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. Образовательная область «Музыка» Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). |
Средняя группа |
||
1 |
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» |
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. |
2 |
«Любознательный, активный» |
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. |
3 |
«Эмоционально отзывчивый» |
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). |
4 |
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» |
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. |
5 |
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» |
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых. |
6 |
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» |
Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия). Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. |
7 |
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" |
Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии. |
8 |
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
|
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. |
9 |
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
|
Образовательная область «Здоровье» Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле). Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды). Образовательная область «Физическая культура» Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Образовательная область «Социализация» Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях. Образовательная область «Труд» Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Образовательная область «Безопасность» Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Образовательная область «Познание» Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток. Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. Образовательная область «Коммуникация» Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). Образовательная область «Художественное творчество» Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки. Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур. Образовательная область «Музыка» Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. |
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Разделы программы |
Диагностическая методика |
Ответственный |
Срок проведения |
Физическое воспитание |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Игровая деятель-ность |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Ребёнок и окружаю-щий мир |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Воспитатели |
Сентябрь Май |
||
Эколо-гическое воспитание |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Развитие речи |
|
Воспитатели |
Сентябрь Январь Май |
Художе-ственная литература |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
ФЭМП |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Трудовое воспитание |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Музыкальное воспитание |
|
Муз. рук – ль |
Сентябрь Май |
ИЗОД |
|
Воспитатели |
Сентябрь Май |
Констру-ирование |
Диагностика по критериям программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
Воспитатели |
Сентябрь Май |
МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, дошкольного учреждения и медицинским работником в подготовительной к школе группе. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и определить, что приобрел он за годы дошкольного детства и, следовательно, наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику персептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояние и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности -эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умений действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнером по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка.
Мониторинг образовательного процесса.
Способы систематической фиксации
динамики детского развития
№ п/п |
Направления развития воспитанников |
Диагностические методики |
Ответст-венные |
Сроки |
|
Познавательно- речевое развитие |
Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соломенникова О.А. (Экологическое воспитание) Гербова В.В (Развитие речи) |
Воспитатели возрастных групп |
Сентябрь Май |
|
Социальное развитие |
Критерии социального развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Куцакова Л.В. (Трудовое воспитание) |
Воспитатели возрастных групп |
Сентябрь
Май |
|
Физическое развитие |
Критерии физического развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.А.Рунова «Радость движения»; Л.И.Пензуллаевой «Физкультурные занятия в ДОУ». |
Воспитатели возрастных групп |
Сентябрь
Май |
|
Художественно - эстетическое развитие |
Критерии познавательного развития детей дошкольного возраста, сформулированные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. С.А.Агабекова. (Музыкальное воспитание) Комарова Т.С. В.А.Лыкова (Изобразительная деятельность) (Конструирование и ручной труд) |
Воспитатели возрастных групп |
Сентябрь
Май |
|
Готовность детей к обучению в школе |
Вербальное мышление (тест Керна-Ирасека) |
Старший воспитатель |
март-апрель |
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
При организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью учитывается тот факт , что русский язык для дагестанцев является языком межнационального общения , средством обучения и воспитания детей на всех этапах непрерывного процесса образования .В условиях Республики Дагестан необходимость практического овладения детьми русским языком на более раннем этапе диктуется требованиями подготовки детей к школе .
Основная задача изучения русского языка в ДОУ : формирование элементарных речевых навыков на русском языке ,в устной форме с опорой на зрительную наглядность.
Основной формой обучения русскому языку в ДОУ является специально организованные занятия ,которые проводятся 2 раза в неделю (72 занятия в год ,что состовляет 15%от НОД),продолжительностью 20-25 минут. Поскольку обучение детей русскому языку ведётся на специально организованных занятиях ,в отсутствии языковой среды, большое внимание уделяется созданию мотивации обучения на самом занятии.
при проектировании содержания Образовательной программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Республика Дагестан - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана педагогической работы в ДОУ.
Во время совместной деятельности педагогов с детьми по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); на занятиях по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков эти образы передаются через движение. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Гигатлинский детский сад» общеразвивающего вида (далее Программа)определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса.
Программа состоит из обязательной части, разработанной с учетом проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и части, формируемой участниками образовательных отношений, разработанной с использованием дополнительных образовательных программ:
- «Наш дом – Южный Урал» Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л..
- «Ладушки» -Н.И. Новооскольцева, Т.И. Каплунова.
1. Целевой, где определены цель - всестороннее развитие ребенка раннего, дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по направлениям развития ребёнка: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие -, задачи и планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный, где определены общее содержание Программы по всем направления развития ребенка:
- познавательное развитие - развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы;
- социально-коммуникативное развитие - социализация, развитие общения, нравственное воспитание, ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание, самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности;
- речевое развитие - развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте;
- художественно-эстетическое развитие - приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкально-художественная деятельность;
- физическое развитие - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления, обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки, формирование
потребности в ежедневной двигательной деятельности.
3. Организационный, в которой представлены описание материально- технического обеспечения и обеспечения методическими материалами и средствами обучения, описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в разные временные отрезки и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды. Программа направлена на создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, на создание образовательной среды. Программа ориентирована на группу воспитанников Учреждения в возрасте от 3 до 7лет:.
Выполнение Программы возможно при активном взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель этого взаимодействия заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого- педагогических условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности
- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового). Установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду для реализации общей цели: развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности – главное направление в сотрудничестве. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребёнок, то последствия этого непредсказуемы.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
Направления взаимодействия взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников:
- информационно-аналитическое: социологические срезы, анкетирование;
- информационно-ознакомительное: информационные проспекты, информационные стенды, день открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
- информационно-просветительское (обучающее): семинар-практикум, консультация, педагогическая библиотека для родителей, мастер – класс, сайт ДОУ и рекомендации других ресурсов сети интернет, организация тематических выставок;
- совместная деятельность ДОУ и семьи: родительский комитет, совместные досуги, праздники, тематические конкурсы, выставки семейного творчества, субботники, экскурсии;
- обратная связь: гостевая книга на официальном сайте дошкольного образовательного учреждения.