Содержание Программы развития:
№ п/п |
Разделы Программы развития |
Страница |
1. |
Паспорт Программы развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад » |
3-5 |
2. |
Пояснительная записка |
5-6 |
3. |
Исходное состояние МБДОУ детский сад «Гигатлинский детский сад » |
6 |
3.1. |
Информационная справка |
6-7 |
4. |
Проблемный анализ состояния МБДОУ» Гигатлинский детский сад » |
7 |
4.1. |
Анализ ре Гигатлинский детский сад » зультатов деятельности МБДОУ детский сад «Гигатлинский детский сад » |
8-14 |
4.2. |
Анализ воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Гигатлинский детский сад » |
14-15 |
4.3. |
Анализ условий организации педагогического процесса |
15-16 |
5. |
Концепция Программы развития МКДОУ детский сад «Колосок» МБДОУ «Гигатлинский детский сад » |
16-19 |
6. |
Стратегия развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад » |
19 |
6.1. |
Проект «Качество образования» |
19-22 |
6.2. |
Проект «Будь здоров» |
22-25 |
6.3. |
Проект «Сотрудничество с семьей» |
25-27 |
6.4. |
Проект «Родной свой край люби и знай! |
27-30 |
7. |
Управление Программой развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад » |
30-31 |
8. |
Оценка эффективности реализации Программы развития |
31-32 |
1. Паспорт Программы развития
Наименование учреждения |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»Гигатлинский детский сад » |
Основания для разработки программы, нормативные документы |
|
Название Программы |
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения »Гигатлинский детский сад » на 2021-2025 гг. |
Разработчики Программы |
Творческий коллектив педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада . Гаджимурадова К.И. – заведующий ДОУ Наживулаева П.А.– воспитатель Бадрудинова П.М.. – воспитатель Кадиева З.У.- воспитатель Шамилгаджиев М.А.-муз.рук. |
Сроки выполнения Программы |
Программа реализуется в период с 2021 г. по 2025 г.
|
Этапы реализации Программы |
1 этап - аналитический ( 2021 год); 2 этап - этап реализации ( 2021--2022, 2022-2023, 2023- 2024 уч. год) 3 этап - заключительный (2024-2025 учебный год) |
Назначение Программы |
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным образовательным учреждением на основе инновационных процессов.
|
Проблема |
|
Цель Программы развития
|
|
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие - закономерное, позитивное изменение объекта, процесс самовыдвижения, приводящий к новому качественному состоянию субъекта и объекта.
Развитие - процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников детского сада, контроля над промежуточными результатами. Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МБДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного поставленных целей.
Программа разработана на 5 лет с учетом нормативно-правовой базы
Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения на Педагогическом совете принял решение о принятии Программы развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад» на период с 2021 по 2025 годы (протокол № 3 от 30.12.2020 г.).
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, анализа результатов деятельности ДОУ за предшествующий период, анализа воспитательно – образовательного процесса, специфики контингента детей, потребности родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом требований ФГОС ДО.
Качественные характеристики программы.
Актуальность - Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена модель выпускника детского сада и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития)
Рациональность - Программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между целями программы и средствами.
Целостность - наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития МБДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических проблем МБДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.
Основное предназначение программы
Разработка программы развития ДОУ предполагает:
- определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития;
- построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, на оказание качественного образования;
- определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения;
- обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех участников образовательных отношений.
3. Исходное состояние МБДОУ
3.1.Информационная справка
- Адрес учреждения: 368910, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гигатлинский детский сад»
Телефон: 8(967)398-31-05
Электронная почта: E-mail: qadzimuradova66@mail.ru
Сайт учреждения:
Руководитель МБДОУ: Гаджимурадова К.И
Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Гигатлинский детский сад» с. Гигатли
Сокращенное наименование – МБДОУ «Гигатлинский детский сад» с.Гигатли Проектная мощность: 45 мест.
Фактическая: 45 детей, имеются 3 разновозрастные группы: младшая-15 детей,средняя-15 детей, старшая -15детей.
Режим работы: 5-дневная рабочая неделя,
9-часовое пребывание детей в ДОУ (с 8.00 ч до 17.00ч), 3-ех разовым питанием: завтрак , обед, уплотненный полдник.
Дошкольное образовательное учреждение «Гигатлинский детский сад » с. Гигатли расположено на краю села, в одноэтажном здании, параллельно со зданием средней школы. Имеется водопровод, канализация, территория МБДОУ ограждена для игровой и подвижной деятельности, перед садиком находятся большие деревья рябины ,ели ,берёзы ,цветники. Имеется небольшой земельный участок..
Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду. Оборудование и оснащение уголков в группах позволяют детям заниматься всеми видами деятельности.
В детском саду имеется кабинет заведующего,3 групповые комнаты, 3 спальни, 4 туалета с умывальными, прачечная,санузел,. Пища готовится на пищеблоке и разносится по группам и в столовой.
. В ближайшем окружении детского сада: , ФАП, игровая площадка, сельская библиотека, администрация села. Вокруг детского сада растут зеленые насаждения.
МБДОУ«Гигатлинский детский сад » является звеном муниципальной системы образования с.Гигатли , обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции их развития. Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста
Учреждение в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации; - Конвенцией о правах ребенка; - Гражданским кодексом Российской Федерации; - Законом Российской Федерации «Об образовании»; - Федеральным законом Российской федерации «О некоммерческих организациях»; - договором о взаимоотношениях между Учредителем и Учреждением; - Уставом; - другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, - Цумадинский район, а также нормативными актами органов местного самоуправления Цумадинского района; - локальными нормативными актами Учреждения;
4 . Проблемный анализ состояния МБДОУ
Главная цель разработанной Программы МБДОУ – повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного возраста.
4.1. Анализ результатов деятельности МБДОУ
В 2019—2020 учебном году в детском саду воспитывалось 38 детей в возрасте от 3 до 7 лет, из них - 18 девочек, 20 мальчиков. Детей с ОВЗ нет. Предельная численность воспитанников, за год заявленная 38 детей, по санитарным нормам 38 ребенок.
Распределение детей по подгруппам. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в МКДОУ.
|
(с 2 до 3л) |
( 3до 4л) |
(4до5 л) |
( 5до6 л) |
(6 до7л) |
девочки |
0 |
3 |
4 |
7 |
4 |
мальчики |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
Итого |
4 |
7 |
4 |
9 |
9 |
Образовательная работа с детьми организуется по пяти возрастным группам:
1. Ранний возраст (от 1,5 до 2-х лет)
2. Младший возраст (от 2 до 3-х лет)
3. Средний возраст (от 3 до 4-х лет)
4. Старший возраст (от 5 до 6 лет)
5. Подготовительный возраст (от 6 до 7 лет).
Социальный статус семей воспитанников
МБДОУ детский сад «Колосок»
Полные семьи (чел) |
Многодетные семьи (чел) |
Неполные семьи (чел) |
45 |
36 |
|
Образовательный уровень семей (%)
Высшее |
Сред.- специальное |
Среднее |
|||
20% |
2% |
60% |
45% |
20% |
53% |
Педагогический климат в семье
Благоприятный |
Конфликтные отношения |
45 |
0 |
В настоящее время приоритетным направлением в деятельности детского сада является организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Сотрудничество строится с учетом того, что социализация ребенка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений.
Решение этой задачи коллектив детского сада видит в поиске и внедрении новых, современных форм сотрудничества. Одной из важнейшей задач деятельности нашего сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития и воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Состояние здоровья воспитанников и меры по охране и укреплению здоровья
Распределение воспитанников по группам здоровья за 2021-2022год:
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
15 детей |
15 детей |
15детей |
Среднегодовая численность воспитанников за 2021- 2022 учебный год составила 45 детей при списочном составе 45 детей. По данным медицинского обследования (диспансеризации) не выявлено с отклонениями в здоровье детей. У большинства воспитанников 2 группа здоровья, т.е. здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма к различным заболеваниям.
Несомненно, проводимая работа в детском саду в рамках оздоровления приносит результаты, дети стали меньше болеть, участвуют в спортивных мероприятиях и т.д.
Конечно, заболеваемость детей может иметь различные причины, и далеко не всегда эти причины связаны с деятельностью детского сада. Несмотря на это, возможности дошкольного учреждения в профилактике заболеваемости велики и неоспоримы! Необходимо усилить профилактическую работу с воспитанниками, а с родителями разъяснительную работу по укреплению здоровья детей.
За истекший год зарегистрировано всего 10 случаев различных заболеваний. Анализ показал, что это, в основном, простудные заболевания – 3, заболевания, связанные с желудочно-кишечным трактом – 5, ангина – 3 случаев. Количество часто болеющих детей 6 детей, что составляет 10% от общего количества детей. Цифра маленькая ,но требует пристального внимания и работы. Однако показатель пропуска дней по болезни за год в дошкольном учреждении за 2021 год – 10.
Одной из важнейших задач деятельности нашего сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. Решению данной задачи посвящены различные мероприятия, проводимые в МБДОУ: педагогические советы, консультации, презентации из опыта работы, открытые просмотры занятий по физическому развитию, развлечения, праздники, игры – эстафеты, родительские собрания, беседы, наглядная агитация и т.д. В ходе совместного обсуждения был разработан с учетом условий нашего сада план эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги в течение всего года проводят закаливающие процедуры. Регулярно и постоянно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, так и на свежем воздухе. Дети с хроническими заболеваниями не выявляются, все находятся под наблюдением медицинских работников. Проводим санитарно-просветительную работу с родителями. В течение учебного года проводилась работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям:
- Соблюдение режима дня
- Учет гигиенических требований
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные паузы
- Воздушно-оздоровительная гимнастика после дневного сна
- Массаж после дневного сна
- Отработка двигательного режима в группе и на прогулке
- Закаливающие мероприятия.
Показатели
Заболеваемость, детодни на 1 ребенка |
7 дней на одного ребенка. |
Часто болеющие дети |
1 ребенка |
Простудные заболевания |
6 случаев |
Хронические заболевания |
0 ребенок |
I группа здоровья |
детей |
II группа здоровья |
1 ребенка |
III группа здоровья |
нет |
Разработанный комплекс мероприятий успешно применяли педагоги в течение года. В детском саду уровень физического развития детей стал значительно выше, а в результате этого постепенно снижается % заболеваемости. По результатам отчетного года нужно сделать вывод, что в дальнейшей работе нужно продолжать уделять внимания вопросам организации оздоровления, закаливания. Поэтому задача по укреплению здоровья детей и снижение заболеваемости остается для нас первостепенной.
Проблемное поле:
Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в МБДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.
Физкультурно-оздоровительная работа учреждения ведется в системе, но требуют изменения пункты: «Здоровьесберегающие технологии в деятельности МБДОУ» и «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений»
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Всего работающих: 11 человек, из них заведующий – 1, воспитатель – 3,
музыкальный руководитель-1.
Педагогические кадры МБДОУ «Гигатлинский детский сад »
Педагогов - 5, из них:
с высшим образованием – 90%;
со средне - специальным - 10%.
Профессиональная компетентность педагогов (образовательный уровень):
Образование |
Квалификационная категория |
|||
высшая |
0 |
0 |
Без категории |
|
Высшее - 4 |
- |
0 |
0 |
4 |
Среднее специальное-1 |
- |
0 |
0 |
1 |
Итого: |
0 |
2 |
1 |
5 |
|
|
|
Возрастной состав педагогов:
Возраст |
Педагоги |
С старше 65 лет |
1 |
С 35-50 лет |
3 |
С 50-55 лет |
1 |
|
|
Распределение педагогов по стажу работы
Педагоги ДОУ не все имеют квалификационную категорию, но прошли курсы повышения квалификации.
Ф.И.О. |
категория |
Стаж в должности воспитателя |
Прохождение курсов в ДИРО |
Аттестация
|
должность |
Гаджимурадова К.И |
|
года |
2018 г |
|
Заведующий |
Наживулаева П.А. |
соответ. |
20 года |
2018г |
|
воспитатель |
Бадрудинова П.А |
соотв. |
5 лет |
2018г |
|
воспитатель |
Кадиева З.У. |
соотв. |
6 лет |
2018г |
|
воспитатель |
Шамилгаджиев М.А
|
соотв. |
18 лет |
|
|
|
Повышение профессионального мастерства.
Кроме вышеизложенных форм повышения квалификации педагоги ДОУ имели возможность повышать свою квалификацию на проводимых районных и в детском саду методических мероприятиях: семинарах, практикумах, педагогических советах, консультациях, открытых занятиях, принимают участие в районных конкурсах «Воспитатель года» и т.д.
В 2021 учебном году дети с педагогами приняли участие в районном конкурсе декоративно-прикладного, изобразительного творчества .
Работа с кадрами была направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание методической помощи педагогам
Вывод: ДОУ укомплектовано кадрами полностью. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.
Для обеспечения нового качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ все педагоги имеют приоритетные направления работы, методические разработки, обеспечивающие непрерывность образования и воспитания детей разного возраста, интеграцию и комплексность образовательного процесса в каждой возрастной группе.
В условиях интенсивного педагогического процесса, эффективно обеспечивая его целостность, все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в семинарах-практикумах, педагогических советах, проводят открытые мероприятия округа, села, обучаются на курсах, семинарах. На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития
Вывод: Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать выводы о том, что коллектив ДОУ сплоченный, имеет достаточный уровень педагогической культуры, работоспособный. В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности. Созданы условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогов: 1 раз в 3 года, прохождение курсов, повышение квалификации, участия в районных, окружных методических объединениях, получение консультативной помощи, методической поддержки, содействия выполнению программ развития дошкольного образования. Однако проблема заключается не только в плановом повышении квалификации, но и самообразовании. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешной и эффективной самореализации педагогов
С 2012года педагогический коллектив МБДОУ «Гигатлинский детский сад » работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, включающий в себя базисные направления, предусмотренные современными требованиями дошкольного образования, ФГОС ДО: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное.
Результаты выполнения воспитательно-образовательной деятельности за 2020-2021учебный год.
Разделы программы |
Уровень освоения знаний детьми |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Здоровье |
|
80 |
16 |
4 |
Физическая культура |
|
47,4 |
46,2 |
6,4 |
Социализация |
|
38,7 |
44 |
17,3 |
Безопасность |
|
51,5 |
35,5 |
13 |
Музыка |
|
75,1 |
21,3 |
3,6 |
Познание |
|
42,7 |
51,2 |
6 |
Коммуникация |
|
55 |
40 |
5 |
Труд |
|
51,5 |
35,5 |
13 |
Чтение художественной. литературы |
|
62,5 |
34 |
3,5 |
Художественное творчество |
|
72,8 |
25 |
2,2 |
Итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы |
58 |
35 |
7 |
В соответствии с программой была дополнена и переоборудована предметно - развивающая среда в группах. В период учебного процесса педагогический коллектив накапливал и приобретал программный и дидактический материал - это позволяет педагогам добиваться в учебно-воспитательном процессе определенных результатов. Значительные улучшения произошли в уровне развития детей ознакомлении с окружающим миром, экологией, в музыкальной, театрализованной, физкультурной деятельности. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что программа освоена с учетом возрастных требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации образовательной области «Познание», а именно познавательно-исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу, воспитателем недостаточно применяется в непосредственной образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность, недостаточно используется самостоятельная творческая деятельность. Необходимо уделить педагогическому коллективу внимание на развитие художественного творчества, конструирования.
Проблемное поле:
В связи с введением в образовательный процесс ФГОС ДО и новых форм работы уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать и организовать образовательный процесс, и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты.
4.2. Анализ воспитательно - образовательного процесса
Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы МБДОУ нового содержания и организации методов и приёмов воспитания и обучения комплексным подходам к развитию личности наших воспитанников. Существенная динамика отмечена в изобразительной деятельности, в экологическом воспитании, развитии речевой деятельности.
С целью дальнейшего повышения результативности педагогического процесса в МБДОУ, главной целью которого является развитие всесторонне развитой личности, необходимо:
- осуществлять социально-нравственное развитие детей через его отношения с окружающим миром;
- совершенствовать интеллектуальное развитие ребёнка через формирование психических и познавательных процессов;
- уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности;
- способствовать социокультурному развитию личности ребенка - дошкольника.
Проведённый выше анализ результатов педагогической деятельности коллектива МБДОУ показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется по основной общеобразовательной программе.
Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения:
1 этап - первичное освоение знаний и умений;
2 этап - самостоятельное применение знаний и умений в специально организованных условиях;
3 этап - самостоятельное творческое применение детьми знаний и умений.
Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в МБДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остаётся задача повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребёнка.
В этой связи требуется решение следующих проблем:
1. дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы МБДОУ (соблюдение Федеральных государственных образовательных стандартов);
2. активизация внедрения педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе;
3. совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
- Анализ условий организации педагогического процесса
Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Детский сад кадрами укомплектован, заведующий и педагогический состав МБДОУ, в основном, в полном составе.
Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта.
Важнейшей характеристикой МБДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьёй. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.
Главная цель работы педагогов с семьёй психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс.
Проблемное поле:
Неоднородный контингент родителей (законных представителей), имеющий различные цели и ценности.
Наличие в МБДОУ родителей с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении МБДОУ.
Перспективы развития:
Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении МБДОУ и др.)
Материально-техническое обеспечение МБДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.
В 2020 – 2021 учебном году в МБДОУ функционирует 3 разновозрастные группы:
- младшая группа «Солнышко»
-средняя группа «Одуванчик»
- старшая группа «Ромашка»
Групповые помещения, расположение мебели, устройство игровых уголков обеспечивают детям свободный доступ к игрушкам, дидактическим материалам и учебным пособиям. В группах, в основном, в достаточном количестве имеется игровой материал для всестороннего развития малышей.
Оборудованы предметные и игровые уголки: семья, магазин (супермаркет), конструирование, уголок правил дорожного движения, познания, художественного творчества, сенсорики, театрализованный уголок, уголок природы, настроения, дежурства.
Для создания музыкального фона в группах при проведении различных режимных моментов и праздничных мероприятий используется ноутбук, проектор, магнитофон.
Для самостоятельной игровой деятельности детей подобран соответствующий игровой материал: куклы, коляски, машинки, мячи, конструкторы и др.
Для полноценного физического воспитания и развития детей в группе имеются: мячи, скакалки, массажные дорожки, кегли, обручи, мешочки и др.
Организация групповой комнаты приближена к домашней обстановке, что способствует эмоциональному благополучию детей их быстрейшей адаптации при поступлении в детский сад.
В группе игровое оборудование расположено по тематическому принципу для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе. В распоряжении детей имеются различные дидактические игры по различным видам деятельности.
Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группе имеются наборы крупного и мелкого строительного материала.
В группах младшего дошкольного возраста оборудован «уголок песка и воды».
Во всех возрастных группах оборудованы уголки природы, в которых представлены: календарь природы (от простейших до сложных), альбомы по сезонам «Времена года», различные виды комнатных растений в соответствии с возрастом детей и программными требованиями, за которыми охотно наблюдают и ухаживают дети под руководством воспитателя.
Однако, вместе с тем, уголки природы необходимо разнообразить природным и бросовым материалом для художественного конструирования. Больше озеленить уголки природы комнатными растениями.
В МБДОУ созданы условия по формированию элементарных математических представлений. Педагоги стараются проводить занятия в игровой форме. В основном, в группах в достаточном количестве имеется демонстративный и раздаточный материал.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с младшего возраста. На занятиях детей знакомят с родным краем, достопримечательностями, историей родного села и т.д. В группах имеются флаг, герб Российской Федерации.
На игровых участках созданы минимальные условия для физического развития детей: теневые навесы, песочницы, домики. Имеющаяся спортивная площадка имеет травяное покрытие. Необходимо оснастить участки и спортивную площадку игровым и спортивным оборудованием: бревно, лестница, футбольные ворота и др.
Методический кабинет МБДОУ недостаточно укомплектован методической литературой по всем направлениям. За последний год приобретено методической и познавательной литературы в помощь воспитателю.
На прогулках дети под руководством воспитателей ухаживают за цветниками и несколькими лечебными растениями. В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса, экологической культуры и направлены на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребёнка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
Проблемное поле:
содержание предметно - развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям современных детей и не всегда достигается развивающий эффект развития детей. Основной причиной данной проблемы является недостаточная материальная база учреждения.
5. Концепция Программы развития МБДОУ
Основной целью Программы развития является создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МБДОУ в условиях введения ФГОС ДО, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими
Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для МБДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно- образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.
Переход на новую стадию реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования связан с рядом преобразований:
- появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
- появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и др.);
- привлечение родителей (законных представителей) к активным партнёрским отношениям с дошкольным учреждением.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ служат:
- Качество образования
- Охрана здоровья
- Сотрудничество с семьей
- Родной свой край люби и знай
Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность МБДОУ:
принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка;
принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик;
принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых;
принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценными познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме;
принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка;
принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы;
принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность при непосредственном участии взрослого.
Образ будущего дошкольного учреждения - это детский сад, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями; педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности воспитанников и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества.
Основной структурной единицей в процессе развития МБДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенок- родитель». Родители (законные представители) формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства; дети выступают как потребители оказываемых МБДОУ услуг по обучению и воспитанию, развитию личности.
Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями (законными представителями).
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МБДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
Цели и задачи Программы развития
Целью развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад » на период до 2025 года является:
создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Основными задачами развития выступают:
- Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
- новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
- новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.),
- обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс
- совершенствования стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, обновления материально- технической базы.
- Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей
- Повышение качества работы с родителями (законными представителями) воспитанников
Прогнозируемые результаты Программы развития
Для детского сада – повышение конкурентоспособности учреждения;
для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;
для педагогического коллектива – повышение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности;
для семьи – сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу;
для социума – реализация системы социального партнерства.
Ожидается, что все вышеуказанное поможет превратить воспитательно-образовательное пространство МБДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка.
6. Стратегия развития МБДОУ
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2025 года и определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации следующих блоков: «Качество образования», «Будь здоров», «Сотрудничество с семьей», «Родной свой край люби и знай» обеспечивающих участие в реализации Программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума.
6.1. Проект «Качество образования»
Проблема: Наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагогов. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов.
Цель: Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка - дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников МБДОУ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
- Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
- Поэтапное обновление образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО и социальным заказом родителей (законных представителей).
- Обновление предметно-развивающей среды, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
- Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс
План действий по реализации проект «Качество образования»
Направления работы |
Система мероприятий |
Срок |
Ответственный |
Организационно-подготовительный этап /2021 г./ |
|||
Совершенствование образовательной программы (в соответствии с ФГОС) |
Организация работы творческой группы по корректировке Программы |
2021г |
Заведующий ДОУ Педагоги |
Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально-технического обеспечения. |
-Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию программы развития -Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательной деятельности (создание творческой группы) -Составление (корректировка) плана графика курсовой подготовки педагогов на 2021-2022 г.г. |
2021г
|
Заведующий ДОУ
Педагоги |
Совершенствование системы планирования (календарного, перспективного в соответствии с реализуемой ООП) |
-Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации планирования образовательной деятельности -Сбор необходимой информации |
2021 г
|
Заведующий ДОУ
Педагоги |
Ориентация педагогов на приоритет самостоятельной деятельности ребенка, использование инновационных программ и технологий. Реализация проектной деятельности и интегрированного подхода к организации образовательного процесса. |
-Разработка методических материалов «Проектная деятельность» «Портфолио дошкольника» «Портфолио педагога» -Консультации и Педагогические советы, направленные на умение работать с проектами -Разработка и уточнение методических рекомендаций по планированию и проведению интегрированных занятий
|
2021г |
Заведующий ДОУ
Педагоги |
Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления МБДОУ и повышении качества образовательной деятельности |
-Повышение квалификации педагогов -Сбор необходимой информации |
2021 г |
Заведующий ДОУ Педагоги |
Развивающий этап /2022-2023, 2023-2024 г.г./ |
|||
Новый качественный уровень образовательной программы учреждения, обеспечивающий обновленную модель образовательного пространства МБДОУ |
-Корректировка образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО -Разработка рабочих программ по образовательным областям -Разработка календарно- тематического планирования |
2022-2023 г |
Заведующий ДОУ
Педагоги |
Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными технологиями |
- использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий -выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе
|
2023-2024 г |
Заведующий ДОУ Педагоги
|
Обновление предметно- развивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования достижению новых образовательных результатов |
-оборудование групповых помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающей направленности; -пополнение программно-методического, дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы
|
Постоянно по мере финансирования
|
Заведующий ДОУ Педагоги |
Повышение эффективности обучения, формирование целостности восприятия изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности |
-Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники -Активное применение ИКТ в образовательной деятельности
|
По мере финансирования
|
Заведующий ДОУ
Педагоги |
Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования |
-курсовая подготовка -участие в работе методических объединений -транслирование опыта работы через участие в конкурсах, публикацию на сайте МБДОУ, проектную деятельность -Ведение портфолио педагога как инструмента отслеживания уровня повышения профессионального мастерства и творческого роста |
Постоянно |
Заведующий ДОУ Педагоги |
Аналитико - информационный этап /2025 год/ |
|||
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования |
- Отслеживание эффективности внедрения в практику работы современных педагогических технологий (система контроля; мониторинг детского развития и освоения образовательных программ) |
В течение всего отчетного периода
|
Заведующий ДОУ Педагоги |
Определение новых направлений развития |
-проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности МБДОУ по реализации Программы развития
|
2025 г. |
Заведующий ДОУ Педагоги |
Прогнозируемый результат:
- Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей.
- Повышение качества образовательной деятельности.
6.2. Проект «Будь здоров»
Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Средний уровень знаний родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития. Высокая заболеваемость дошкольников, потеря детодней по болезни.
Цель: Совершенствование здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.
Задачи: Обеспечить раннее формирование ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
- Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в МБДОУ.
- Повысить педагогическое мастерство по организации двигательной деятельности детей
План действий по реализации проекта
«Будь здоров»
Направления работы |
Система мероприятий |
Срок |
Ответственный |
Организационно-подготовительный этап /2022 г./ |
|||
Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ среди воспитанников и их родителей |
-Разработка системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников. |
2022 г.
|
Заведующий ДОУ Педагоги
|
Развивающий этап /2023-2024, 2024-2025 уч. годы/ |
|||
Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников |
- Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательные области (интегрирование их в различные виды самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности с педагогами). - Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей;
|
Постоянно
|
Заведующий ДОУ Педагоги Медицинская сестра
|
Укрепление материально-технической базы детского сада, совершенствование предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ с позиции здоровьесбережения. |
- Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и пожарной безопасности территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения: - Ремонт теневых навесов - Приобретение спортивного и игрового оборудования для участков и спортивной площадки - Частичная замена кухонной и столовой посуды - Приобретение мебели для групповой (стеллажи для игрушек, раздевальные шкафы, взрослые и детские стулья, шкафы для посуды, мойки) - Оснащение ПРС современным игровым оборудованием, игрушками, дидактическими пособиями, настольными играми, отвечающими необходимым санитарно-гигиеническим требованиям и задачам, реализуемой программы - Приобретение детского спортивного инвентаря для физкультурного уголка
|
Постоянно |
Заведующий ДОУ, завхоз, Педагоги |