Содержание Программы развития:

 

№ п/п

Разделы Программы развития

Страница

1.

Паспорт Программы развития  МБДОУ «Гигатлинский детский сад »

3-5

2.

Пояснительная записка

5-6

3.

Исходное состояние МБДОУ детский сад «Гигатлинский детский сад »

6

3.1.

Информационная справка

6-7

4.

Проблемный анализ состояния МБДОУ» Гигатлинский детский сад »

7

4.1.

  Анализ ре Гигатлинский детский сад » зультатов деятельности МБДОУ детский сад «Гигатлинский детский сад »

8-14

4.2.

Анализ воспитательно-образовательного процесса  МБДОУ «Гигатлинский детский сад »

14-15

4.3.

  Анализ условий организации педагогического процесса

15-16

5.

Концепция Программы развития МКДОУ детский сад «Колосок» МБДОУ «Гигатлинский детский сад »

16-19

6.

Стратегия развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад »

19

6.1.

Проект «Качество образования»

19-22

6.2.

Проект «Будь здоров»

22-25

6.3.

Проект «Сотрудничество с семьей»

25-27

6.4.

Проект «Родной свой край люби и знай!

27-30

7.

Управление Программой развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад »

30-31

8.

Оценка эффективности реализации Программы развития

31-32

 

 

 

 

   

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Паспорт Программы развития

 

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»Гигатлинский детский сад »

Основания для разработки программы, нормативные документы

  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации  от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
  • Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г №1014
  • Приказ Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2010 № 19121).
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (рас­поряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р).

 

Название

Программы

    Программа развития  муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения »Гигатлинский детский  сад » на 2021-2025 гг.

Разработчики Программы

   Творческий коллектив педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада .

   Гаджимурадова К.И. –  заведующий ДОУ

    Наживулаева П.А.–  воспитатель

    Бадрудинова П.М.. – воспитатель

     Кадиева З.У.- воспитатель

Шамилгаджиев М.А.-муз.рук.

Сроки выполнения

Программы

 

   Программа реализуется в период  с 2021 г. по 2025 г.

 

Этапы реализации

Программы

1 этап  - аналитический ( 2021 год);

2 этап  - этап реализации ( 2021--2022, 2022-2023, 2023- 2024 уч. год)

3 этап  - заключительный (2024-2025 учебный год)

Назначение Программы

     Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольного образовательного  учреждения на основе анализа  работы МБДОУ за предыдущий период.

    В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным образовательным учреждением на основе инновационных процессов.

 

Проблема

  • Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей  народов России, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
  • Недостаточная готовность и включённость родителей (законных представителей) в управление качеством образования  детей через общественно - государственные  формы управления.
  • Необходимость повышения качества педагогического труда, результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.
  • Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

 

 

 

 

Цель

Программы развития

 

 

 

     

  • Создание в дошкольном учреждении системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
  • Повышение качества образования и воспитания в детском саду через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

 

 

 

 

        Задачи

  • Повышение качества воспитания и образования в ДОУ.
  • Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
  • Развитие физкультуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
  • Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
  • Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
  • Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей  по вопросам взаимодействия с дошкольным учреждением.

 

Ожидаемые результаты

  • Улучшение  состояния физического, психического и социального здоровья воспитанников.
  • Сформированность ключевых компонентов, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе.
  • Повышение уровня правовой культуры всех участников образовательных отношений.
  • Расширение области участия родителей (законных представителей) в деятельности ДОУ (участии их в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий); укрепление взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи.
  • Повышение  технологической культуры педагогов.
  • Повышение  компетентности педагогов в области применения ИКТ.
  • Внедрение  информационных технологий в образовательный процесс.

 

 

 

 

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Развитие - закономерное, позитивное изменение объекта, процесс самовыдвижения, приводящий к новому качественному состоянию субъекта и объекта.

Развитие - процесс сложный и длительный, требующий организации, согласованности действий всех сотрудников детского сада, контроля над промежуточными результатами.       Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога.

Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МБДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного поставленных целей. 
Программа разработана на 5 лет с учетом нормативно-правовой базы
 

Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного  образовательного учреждения  на Педагогическом совете принял решение о принятии Программы развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад» на период с 2021 по 2025 годы (протокол № 3 от 30.12.2020 г.).

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, анализа результатов деятельности ДОУ за предшествующий период, анализа воспитательно – образовательного процесса, специфики контингента детей, потребности родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом требований ФГОС ДО.

Качественные характеристики программы.

Актуальность - Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.

Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена модель выпускника детского сада  и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития)

Рациональность - Программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

Реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между целями программы и средствами.

Целостность - наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития МБДОУ.

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.

Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических проблем МБДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников. 

Основное предназначение программы

Разработка программы развития ДОУ предполагает:

- определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития;          

- построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья,  на оказание качественного образования;

- определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения;

- обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех участников образовательных отношений.

 

3. Исходное состояние МБДОУ                                                                                                 

3.1.Информационная справка

  1. Адрес учреждения: 368910, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гигатлинский детский сад»

Телефон: 8(967)398-31-05

Электронная почта: E-mail: qadzimuradova66@mail.ru

Сайт учреждения:

Руководитель МБДОУ: Гаджимурадова К.И

Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Гигатлинский детский сад» с. Гигатли

Сокращенное наименование – МБДОУ «Гигатлинский детский сад» с.Гигатли Проектная мощность: 45 мест.

Фактическая: 45 детей, имеются 3 разновозрастные группы: младшая-15 детей,средняя-15 детей, старшая -15детей.

                                                                                                     

Режим работы: 5-дневная рабочая неделя,

9-часовое пребывание детей в ДОУ (с 8.00 ч до 17.00ч), 3-ех разовым питанием: завтрак , обед, уплотненный полдник.

       Дошкольное образовательное учреждение «Гигатлинский детский сад » с. Гигатли расположено на краю  села, в  одноэтажном здании, параллельно со зданием  средней школы. Имеется водопровод, канализация, территория МБДОУ ограждена для игровой и подвижной  деятельности, перед садиком находятся большие деревья рябины ,ели ,берёзы ,цветники. Имеется небольшой земельный участок..

Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду. Оборудование и оснащение уголков в группах  позволяют детям заниматься всеми видами деятельности.

 В детском саду имеется кабинет заведующего,3 групповые комнаты, 3 спальни, 4 туалета с умывальными, прачечная,санузел,. Пища готовится на пищеблоке и разносится по группам и в столовой.

.    В ближайшем окружении детского сада: , ФАП, игровая площадка, сельская библиотека,     администрация села. Вокруг детского сада растут зеленые насаждения.

       МБДОУ«Гигатлинский детский сад »  является звеном муниципальной системы образования с.Гигатли , обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции их развития. Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Учреждение в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;                                                                                                                  - Конвенцией о правах ребенка;                                                                                                                            - Гражданским кодексом Российской Федерации;                                                                                                 - Законом Российской Федерации «Об образовании»;                                                                                          - Федеральным законом Российской федерации «О некоммерческих организациях»;                                                                                     - договором о взаимоотношениях между Учредителем и Учреждением;                                                  -  Уставом;                                                                                                                                                                       - другими  законодательными  и нормативными актами   Российской Федерации,                                  - Цумадинский район, а также нормативными актами органов местного самоуправления Цумадинского района;                                                                                                                                   - локальными нормативными актами Учреждения;

 

        

4 . Проблемный анализ состояния МБДОУ

 

Главная цель разработанной Программы МБДОУ – повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного возраста.

 

4.1.  Анализ результатов деятельности МБДОУ

В 2019—2020 учебном году в детском саду воспитывалось 38 детей в возрасте от 3 до 7 лет, из них -  18 девочек,  20 мальчиков. Детей с ОВЗ нет. Предельная численность воспитанников, за год заявленная 38 детей,  по санитарным нормам 38 ребенок.

Распределение детей по подгруппам. Возрастные и   индивидуальные особенности   контингента детей в МКДОУ. 

 

(с 2 до  3л)

   ( 3до 4л)

    (4до5 л)

  ( 5до6 л) 

(6 до7л)

девочки

 0

3

4

7

4

мальчики

 4

4

5

2

5

Итого

 4

7

4

9

9

 

Образовательная работа с детьми организуется по пяти возрастным группам: 

1. Ранний возраст (от 1,5 до 2-х лет)

2. Младший возраст (от 2 до 3-х лет)

3. Средний возраст (от 3 до 4-х лет)

4. Старший возраст (от 5 до 6 лет)

5. Подготовительный возраст (от 6 до 7 лет).   

 

Социальный статус семей воспитанников

МБДОУ детский сад «Колосок»

 

Полные семьи (чел)

Многодетные семьи (чел)

Неполные семьи (чел)

45

36

 

Образовательный уровень семей (%)

Высшее

Сред.- специальное

Среднее

20%

2%

60%

45%

20%

53%

           

                                                Педагогический климат в семье

Благоприятный

Конфликтные отношения

                        45

0

В настоящее время приоритетным направлением в деятельности детского сада является организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Сотрудничество строится с учетом того, что социализация ребенка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений.

Решение этой задачи коллектив детского сада видит в поиске и внедрении новых, современных форм сотрудничества. Одной из важнейшей задач деятельности нашего сада является охрана  и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития и воспитания потребности в здоровом образе жизни. 

           Состояние здоровья воспитанников  и меры по охране и укреплению здоровья

Распределение воспитанников по группам здоровья за 2021-2022год:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

15 детей

15 детей

15детей

Среднегодовая численность воспитанников за 2021- 2022 учебный год составила 45 детей при списочном составе 45 детей.  По данным медицинского обследования (диспансеризации) не выявлено с отклонениями в здоровье   детей. У большинства воспитанников 2 группа здоровья, т.е. здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма к различным заболеваниям.

Несомненно, проводимая работа в детском саду в рамках оздоровления приносит  результаты, дети стали меньше болеть,  участвуют в  спортивных мероприятиях и т.д.

Конечно, заболеваемость детей может иметь различные причины, и далеко не всегда эти причины связаны с деятельностью детского сада. Несмотря на это, возможности дошкольного учреждения в профилактике заболеваемости велики и неоспоримы! Необходимо усилить профилактическую работу с воспитанниками, а с родителями разъяснительную работу по укреплению здоровья детей. 

За истекший год  зарегистрировано всего 10 случаев различных заболеваний. Анализ показал, что это, в основном, простудные заболевания – 3, заболевания, связанные с желудочно-кишечным трактом – 5, ангина – 3 случаев. Количество часто болеющих детей 6 детей, что составляет 10% от общего количества детей. Цифра маленькая ,но требует пристального внимания и работы. Однако показатель пропуска дней по болезни за год в дошкольном учреждении за 2021 год – 10.

Одной  из важнейших задач деятельности нашего сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе  жизни. Решению данной задачи посвящены различные мероприятия, проводимые в МБДОУ: педагогические советы, консультации, презентации из опыта работы, открытые просмотры занятий по физическому развитию, развлечения, праздники, игры – эстафеты, родительские собрания, беседы, наглядная агитация и т.д. В ходе совместного обсуждения был разработан с учетом условий нашего сада план эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги в течение всего года проводят закаливающие процедуры. Регулярно и постоянно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, так и на свежем воздухе. Дети  с хроническими заболеваниями не выявляются, все  находятся под наблюдением  медицинских  работников. Проводим санитарно-просветительную работу с родителями. В течение учебного года проводилась работа по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Соблюдение режима дня
  • Учет гигиенических требований
  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурные паузы
  • Воздушно-оздоровительная гимнастика после дневного сна
  • Массаж после дневного сна
  • Отработка двигательного режима в группе и на прогулке
  • Закаливающие мероприятия.

                                                                                                                Показатели

Заболеваемость, детодни на 1 ребенка

7 дней на одного ребенка.

Часто болеющие дети

1 ребенка

Простудные заболевания

6 случаев

Хронические заболевания

0 ребенок

I группа здоровья

 детей

II группа здоровья

1 ребенка

III группа здоровья

 нет

 Разработанный комплекс мероприятий успешно применяли педагоги в течение года. В детском саду  уровень физического развития детей стал значительно выше, а в результате этого постепенно снижается %  заболеваемости.  По результатам отчетного года нужно сделать вывод, что в дальнейшей работе нужно  продолжать уделять  внимания вопросам организации оздоровления, закаливания. Поэтому задача по укреплению здоровья детей и снижение заболеваемости  остается  для нас первостепенной.  

Проблемное поле

Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в МБДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.

  Физкультурно-оздоровительная работа учреждения ведется в системе, но требуют изменения пункты: «Здоровьесберегающие технологии в деятельности МБДОУ» и «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений»

                 Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса:

Всего работающих: 11 человек, из них заведующий – 1, воспитатель – 3,

музыкальный руководитель-1.

Педагогические   кадры МБДОУ  «Гигатлинский детский сад »

   Педагогов - 5,  из них:

с высшим образованием – 90%;

со средне - специальным          - 10%.

Профессиональная компетентность педагогов (образовательный уровень):

Образование

Квалификационная  категория

высшая

0

0

Без категории

Высшее - 4

-

0

0

4

Среднее специальное-1

-

0

  0

1

Итого: 

0

2

1

5

 

 

 

 

Возрастной состав педагогов:

Возраст

Педагоги

С старше 65  лет

1

С 35-50 лет

3

С 50-55 лет

1

 

 

Распределение педагогов по стажу работы

 Педагоги  ДОУ не все имеют  квалификационную категорию, но прошли курсы повышения квалификации.

Ф.И.О.

 

категория

 Стаж в должности

воспитателя

 Прохождение курсов в

ДИРО

Аттестация

 

 

 должность

 Гаджимурадова К.И

  

   года

   2018 г

  

  Заведующий

Наживулаева П.А.

   соответ.

20 года

     2018г

 

 воспитатель

Бадрудинова П.А

 соотв.

5 лет

     2018г

 

  воспитатель

     Кадиева З.У.

  соотв.

  6 лет

     2018г

 

   воспитатель

Шамилгаджиев М.А

 

соотв.

18 лет

 

 

 

                     

Повышение профессионального мастерства.

 Кроме вышеизложенных форм повышения квалификации педагоги ДОУ имели возможность повышать свою квалификацию на проводимых районных  и  в детском саду методических мероприятиях:  семинарах, практикумах, педагогических советах, консультациях, открытых занятиях, принимают участие в районных конкурсах «Воспитатель года» и т.д.

В 2021 учебном году дети с педагогами приняли участие в районном конкурсе декоративно-прикладного, изобразительного творчества .

 

Работа с кадрами  была направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание методической помощи педагогам

Вывод: ДОУ   укомплектовано кадрами  полностью. Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.   

 

Для обеспечения нового качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ все педагоги имеют приоритетные направления работы, методические разработки, обеспечивающие непрерывность образования и воспитания детей разного возраста, интеграцию и комплексность образовательного процесса в каждой возрастной группе.

В условиях  интенсивного педагогического процесса, эффективно обеспечивая его целостность, все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в семинарах-практикумах, педагогических советах, проводят открытые мероприятия округа, села, обучаются на курсах, семинарах. На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития 

Вывод: Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяет сделать выводы о том, что коллектив ДОУ сплоченный,  имеет достаточный уровень педагогической культуры,  работоспособный.   В детском саду с  педагогами проводится планомерная работа по повышению их профессионального уровня, стимулированию их инновационной активности. Созданы условия  для организации и осуществления повышения квалификации педагогов: 1 раз в 3 года, прохождение курсов, повышение квалификации, участия в районных, окружных методических объединениях, получение консультативной помощи, методической поддержки, содействия выполнению программ развития дошкольного образования. Однако проблема заключается не только в плановом повышении квалификации, но и самообразовании. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешной и эффективной самореализации педагогов

 

С 2012года педагогический коллектив МБДОУ «Гигатлинский детский сад »  работает по основной общеобразовательной программе  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,     включающий в себя базисные направления, предусмотренные современными требованиями дошкольного образования, ФГОС ДО: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное.

  Результаты выполнения воспитательно-образовательной деятельности за 2020-2021учебный год.

 

Разделы программы

Уровень освоения знаний детьми

Высокий

Средний

Низкий

Здоровье

 

80

16

4

Физическая культура

 

47,4

46,2

6,4

Социализация

 

38,7

44

17,3

Безопасность

 

51,5

35,5

13

Музыка

 

75,1

21,3

3,6

Познание

 

42,7

51,2

6

Коммуникация

 

55

40

5

Труд

 

51,5

35,5

13

 Чтение художественной. литературы

 

62,5

34

3,5

 Художественное творчество

 

72,8

25

2,2

Итоговый результат освоения

основной общеобразовательной программы

58

35

7

 

В соответствии с программой была дополнена и переоборудована  предметно - развивающая среда в группах. В период учебного процесса педагогический  коллектив накапливал и приобретал программный и дидактический материал - это позволяет педагогам добиваться в учебно-воспитательном процессе определенных  результатов. Значительные улучшения произошли  в уровне развития детей  ознакомлении с окружающим миром, экологией, в музыкальной, театрализованной, физкультурной деятельности. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что программа освоена с учетом возрастных требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации образовательной области «Познание», а именно познавательно-исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу, воспитателем  недостаточно применяется в непосредственной образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность, недостаточно используется самостоятельная творческая деятельность. Необходимо уделить педагогическому коллективу внимание на развитие художественного творчества, конструирования.

   

Проблемное поле:

 

В связи с введением в образовательный процесс ФГОС ДО и новых форм работы уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать и организовать образовательный процесс, и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты.

 

4.2. Анализ воспитательно - образовательного процесса

Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы МБДОУ нового содержания и организации методов и приёмов воспитания и обучения комплексным подходам к развитию личности наших воспитанников. Существенная динамика отмечена в изобразительной деятельности, в экологическом воспитании, развитии речевой деятельности.

С целью дальнейшего повышения результативности  педагогического процесса в МБДОУ, главной целью которого является развитие всесторонне развитой личности, необходимо:

-  осуществлять социально-нравственное развитие детей через его отношения с окружающим миром;

-  совершенствовать интеллектуальное развитие ребёнка через формирование психических и познавательных процессов;

-  уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности;

-  способствовать социокультурному развитию личности ребенка - дошкольника.

Проведённый выше анализ результатов педагогической деятельности коллектива МБДОУ  показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется по основной  общеобразовательной  программе.

Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. При этом,   важное  значение  имеет соблюдение поэтапного обучения:

1 этап - первичное освоение знаний и умений;

2 этап - самостоятельное применение знаний и умений в специально организованных условиях;                                                                              

3 этап - самостоятельное творческое применение детьми знаний и умений.

Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в МБДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остаётся задача повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребёнка.

В этой связи требуется решение следующих проблем:

1. дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы   МБДОУ (соблюдение  Федеральных  государственных образовательных стандартов);

2. активизация внедрения педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе;

3.  совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

 

 

 

  1. Анализ условий организации педагогического процесса

Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Детский сад кадрами укомплектован, заведующий и педагогический состав МБДОУ, в основном, в полном составе.

Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта.

Важнейшей характеристикой МБДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному  процессу решения стоящих перед коллективом задач. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьёй. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребёнка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.

      Главная цель работы педагогов с семьёй психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс.

 

Проблемное поле:

Неоднородный контингент родителей (законных представителей), имеющий различные цели и ценности.

Наличие в МБДОУ родителей с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением  к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении  МБДОУ.

    

Перспективы развития:  

Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении МБДОУ и др.)

Материально-техническое обеспечение МБДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды позволяет    осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.

В 2020 – 2021 учебном году в МБДОУ  функционирует 3 разновозрастные группы:

    - младшая группа «Солнышко»

    -средняя группа «Одуванчик» 

   - старшая группа «Ромашка»

Групповые помещения, расположение мебели, устройство игровых уголков обеспечивают детям свободный доступ к игрушкам, дидактическим материалам и учебным пособиям. В группах, в основном, в достаточном количестве имеется игровой материал для всестороннего развития малышей.

 Оборудованы предметные и  игровые уголки: семья, магазин (супермаркет), конструирование, уголок правил дорожного движения, познания, художественного творчества,  сенсорики, театрализованный уголок, уголок природы, настроения, дежурства.

Для создания музыкального фона в группах при проведении различных режимных моментов и праздничных мероприятий  используется ноутбук, проектор, магнитофон.

Для самостоятельной игровой деятельности детей подобран соответствующий игровой  материал: куклы, коляски, машинки, мячи, конструкторы и др.

Для полноценного физического воспитания и развития детей в группе имеются: мячи, скакалки, массажные дорожки, кегли, обручи, мешочки и др.

Организация групповой комнаты приближена к домашней обстановке, что способствует эмоциональному благополучию детей их быстрейшей адаптации при поступлении в детский сад.

В группе  игровое оборудование расположено по тематическому принципу для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе. В распоряжении детей имеются различные дидактические игры по различным видам деятельности.

Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группе имеются наборы крупного и мелкого строительного материала.

В группах младшего дошкольного возраста оборудован «уголок песка и воды».

Во всех возрастных группах оборудованы уголки природы, в  которых представлены: календарь природы (от простейших до сложных), альбомы по сезонам «Времена года», различные виды комнатных растений в соответствии с возрастом детей и программными требованиями, за которыми охотно наблюдают и ухаживают дети под руководством воспитателя.

Однако, вместе с тем, уголки природы необходимо разнообразить природным и бросовым материалом для художественного конструирования. Больше озеленить уголки природы комнатными растениями.

В МБДОУ созданы условия по формированию элементарных математических представлений. Педагоги стараются проводить занятия в игровой форме. В основном, в группах в достаточном количестве  имеется демонстративный и раздаточный материал.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с младшего возраста. На занятиях детей знакомят с родным краем, достопримечательностями, историей родного села и т.д. В группах имеются флаг, герб Российской Федерации.

На  игровых  участках созданы минимальные условия для физического развития детей: теневые навесы, песочницы, домики. Имеющаяся спортивная площадка имеет  травяное покрытие. Необходимо оснастить участки и спортивную площадку игровым и спортивным оборудованием: бревно, лестница, футбольные ворота и др.

Методический кабинет МБДОУ недостаточно укомплектован методической литературой по всем направлениям. За последний год  приобретено методической  и  познавательной литературы в помощь воспитателю.

На прогулках дети под руководством воспитателей ухаживают за цветниками и несколькими лечебными  растениями. В целом, условия, созданные  в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса, экологической культуры и направлены  на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Программно-методическое обеспечение педагогического  процесса направлено на выполнение  Федеральных  государственных образовательных  стандартов дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребёнка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.

 

Проблемное поле:

содержание предметно - развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям современных детей и не всегда достигается развивающий эффект развития детей. Основной причиной данной проблемы является недостаточная материальная база учреждения.

 

 5. Концепция Программы развития МБДОУ

 

         Основной  целью Программы развития является создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование.  А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

         Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития МБДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

           Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МБДОУ в условиях введения ФГОС ДО, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.

           В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым

Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими

Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать    с разными видами информации

Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)

Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам

Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

           Ценность качества образовательного процесса для МБДОУ  напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание  оптимальных условий  для его развития в воспитательно- образовательном процессе и в системе дополнительного  образования.

 

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.  

Переход на новую стадию реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования связан с рядом преобразований:

  • появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
  • появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и др.);
  • привлечение родителей (законных представителей) к активным партнёрским отношениям с дошкольным учреждением.

Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ служат:

  • Качество образования  
  • Охрана здоровья
  • Сотрудничество с семьей
  • Родной свой край люби и знай

 

Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая  деятельность МБДОУ:

        принцип системности – целостный подход, взаимодействие  всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка;

принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик;

принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых;

        принцип  гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценными познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

        принцип  увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме;

        принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка;

        принцип инновационности  – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы;

        принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность при непосредственном участии взрослого.

              Образ будущего дошкольного учреждения -  это детский сад, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями; педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности воспитанников и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества.

  Основной структурной единицей в процессе развития МБДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенок- родитель». Родители (законные представители) формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства; дети выступают как потребители оказываемых МБДОУ услуг по обучению и воспитанию, развитию личности.

              Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями (законными представителями).

 

Таким образом, цель  разработки данной концепции Программы развития МБДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.

 

Цели и задачи Программы развития

     

 Целью развития МБДОУ «Гигатлинский детский сад »  на период до 2025 года является:

создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Основными задачами развития выступают:

  1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
  • новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
  • новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.),
  • обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий  в образовательный и управленческий процесс
  • совершенствования стратегии и тактики построения  развивающей среды детского сада, обновления материально- технической базы.
  1. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей
  2. Повышение  качества работы с родителями (законными представителями) воспитанников

 

Прогнозируемые результаты Программы развития

 

Для детского сада – повышение конкурентоспособности учреждения;

для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;

для педагогического коллектива – повышение  интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности;

для семьи – сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу;

для социума – реализация системы социального партнерства.

          Ожидается, что все вышеуказанное поможет превратить воспитательно-образовательное пространство МБДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка.

 

6. Стратегия развития МБДОУ

 

Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2025 года и определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации следующих блоков:  «Качество образования», «Будь здоров», «Сотрудничество с семьей», «Родной свой край люби и знай» обеспечивающих участие в реализации Программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума.

 

6.1. Проект  «Качество образования»

 

Проблема: Наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагогов. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов.

 

  Цель: Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие  ребенка - дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников  МБДОУ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачи:

  • Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное  и доступное образование в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
  • Поэтапное обновление образовательной программы  в соответствии с ФГОС ДО и социальным заказом родителей (законных представителей).
  • Обновление предметно-развивающей среды, способствующей реализации нового содержания  и достижению новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.
  • Активное внедрение ИКТ  в образовательный и управленческий процесс

 

План действий по реализации проект «Качество образования»

 

 Направления работы

Система мероприятий

Срок

Ответственный

Организационно-подготовительный этап /2021  г./

Совершенствование образовательной программы  (в соответствии с ФГОС)

Организация работы творческой группы по корректировке Программы

2021г

Заведующий ДОУ

Педагоги

Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материально-технического обеспечения.

-Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию программы развития

-Разработка проекта обновления учебно-материальной базы образовательной деятельности (создание творческой группы)

-Составление (корректировка) плана графика курсовой подготовки  педагогов  на 2021-2022 г.г.

 

2021г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий ДОУ

 

 

Педагоги

Совершенствование системы планирования (календарного, перспективного в соответствии с реализуемой ООП)

-Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации планирования образовательной деятельности  

-Сбор необходимой информации

2021 г

 

 

 

 

 

Заведующий ДОУ

 

Педагоги

Ориентация педагогов на приоритет самостоятельной деятельности ребенка, использование инновационных программ и технологий. Реализация проектной деятельности и интегрированного подхода к организации образовательного процесса.

-Разработка методических материалов «Проектная деятельность»

«Портфолио дошкольника»

«Портфолио педагога»

-Консультации и Педагогические советы, направленные на умение работать с проектами

-Разработка  и уточнение  методических рекомендаций по планированию и проведению интегрированных занятий

 

2021г

Заведующий

 ДОУ

 

Педагоги

 Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления МБДОУ и повышении качества образовательной деятельности

-Повышение квалификации педагогов 

-Сбор необходимой информации

2021 г

Заведующий ДОУ

 Педагоги

Развивающий  этап /2022-2023, 2023-2024 г.г./

Новый качественный уровень образовательной программы  учреждения, обеспечивающий обновленную модель образовательного пространства МБДОУ

-Корректировка образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

-Разработка рабочих программ по образовательным областям

-Разработка  календарно- тематического планирования

2022-2023 г

Заведующий ДОУ

 

Педагоги

Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными   технологиями

- использование  в образовательной деятельности современных развивающих технологий

-выявление и формирование приоритетного направления  воспитательной работы в группе

 

2023-2024 г

Заведующий ДОУ

Педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновление предметно- развивающей среды, способствующей реализации нового содержания  дошкольного образования достижению новых образовательных результатов

-оборудование групповых  помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающей направленности;

-пополнение  программно-методического,  дидактического  и диагностического сопровождения  образовательной программы

 

 

Постоянно по мере финансирования

 

 

 

 

 

 

Заведующий ДОУ

Педагоги

 Повышение эффективности  обучения, формирование целостности восприятия  изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности

-Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники

-Активное применение ИКТ в образовательной деятельности

 

По мере финансирования

 

 

 

Заведующий ДОУ

 

Педагоги

Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования  в практике работы современных технологий дошкольного образования

-курсовая подготовка

-участие в работе методических объединений

-транслирование опыта работы через участие в конкурсах, публикацию на сайте МБДОУ, проектную деятельность

-Ведение портфолио педагога как инструмента отслеживания уровня повышения профессионального мастерства и творческого роста

Постоянно

Заведующий ДОУ

Педагоги

Аналитико -  информационный этап /2025 год/

 Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования

- Отслеживание эффективности внедрения в практику работы современных педагогических технологий (система контроля;

мониторинг детского развития и освоения образовательных программ)

 В течение всего отчетного периода

 

 

 

 

 

Заведующий ДОУ

Педагоги

Определение новых направлений развития

-проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности МБДОУ по реализации Программы развития

 

2025 г.

Заведующий ДОУ

Педагоги

 

Прогнозируемый результат:

- Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей.

- Повышение качества образовательной деятельности.

 

                                     6.2. Проект «Будь здоров»

 

Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Средний уровень знаний  родителей  в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития. Высокая заболеваемость дошкольников, потеря детодней по болезни.

 

Цель: Совершенствование здоровьесберегающей   среды в МБДОУ. Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.

Задачи: Обеспечить раннее формирование  ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

  • Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в МБДОУ.
  • Повысить  педагогическое мастерство  по организации двигательной деятельности детей

 

План действий по реализации проекта

«Будь здоров»

 

 Направления работы

Система мероприятий

Срок

Ответственный

Организационно-подготовительный этап /2022 г./

Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья  детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ среди воспитанников и их родителей

-Разработка системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников.

2022 г.

 

 

 

Заведующий ДОУ

Педагоги

 

Развивающий этап /2023-2024, 2024-2025 уч.  годы/

Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости воспитанников  

- Интеграция  здоровьесберегающих технологий  в образовательные области (интегрирование их в  различные виды самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности с педагогами).

 - Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей;

 

 Постоянно

 

 

 

 

Заведующий ДОУ

 Педагоги

Медицинская сестра

 

Укрепление материально-технической базы детского сада, совершенствование предметно-развивающей  среды всех помещений ДОУ  с позиции здоровьесбережения.

- Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и пожарной безопасности территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения:

- Ремонт  теневых навесов

- Приобретение спортивного и игрового оборудования для участков и спортивной площадки

- Частичная замена кухонной и столовой посуды

- Приобретение мебели для групповой (стеллажи для игрушек, раздевальные шкафы, взрослые и детские стулья, шкафы для посуды, мойки) 

- Оснащение ПРС современным игровым оборудованием, игрушками, дидактическими пособиями, настольными играми, отвечающими необходимым  санитарно-гигиеническим требованиям и задачам, реализуемой программы

- Приобретение детского спортивного инвентаря  для физкультурного уголка

 

Постоянно

Заведующий ДОУ, завхоз,  Педагоги